Фото с сайта unsplash
Для удилища достаточно «смахнуть пыль», протерев его мягкой тканью и почистив кольца и катушкодержатель зубной щеткой или специальным ершиком. Ручку, особенно пробковую или даже неопреновую, нужно почистить той же щеткой с мылом и просушить. Если по какой-то причине пробковая рукоять сильно загрязнилась, то необходимо прошлифовать ее крупной наждачной бумагой, а потом зашлифовать мелкой. Имейте в виду, что на недорогих моделях спиннингов пробковая ручка отсутствует и заменена ее имитацией. Примерно то же самое, что дерево и самоклеящаяся пленка под него. Но она обычно отмывается щеткой с мылом.
Посмотрите исправность катушкодержателя. В его пазах не должно быть грязи и мусора. Если обнаружите на «тюльпане» или других кольцах микротрещины, пропилы и т. д., то от них лучше отказаться, заменив новыми. В магазинах города таких вещей сейчас достаточно. В большей степени это касается все же «тюльпана», так как на него ложится вся нагрузка при вываживании. Не устранение этих «мелочей» будет не только портить монолеску и дорогие плетенки, но, и как по цепочке, передаст эти повреждения нижерасположенным кольцам. На отечественных спиннингах металлические кольца, например, съедает леска
Особое внимание уделите стыку колен. Если у вас телескоп, то проверьте каждый стык на чистоту и наличие трещин, а также прочность колец с пропускными кольцами. Обычно клей там высыхает, и кольца свободно перемещаются. На стыке не должно быть никаких микротрещин. Если у вашего удилища верхнее колено надевается на нижнее, то при обнаружении трещин на первом дополнительно сделайте несколько витков плетенки или медной проволочки, покрыв затем их лаком. То же самое проделайте с нижним — наружным. На внутреннее колено стоит обратить особое внимание. На первых спиннингах стыки были пластмассовыми или латунными. Сейчас они являются продолжением самого удилища. Если это полая трубка, то желательно в нее что-нибудь вставить вроде ластика, плотной резинки и т. д. Все первые углепластики ломались от того, что внутренние стенки раздавливались под нагрузкой верхних, да и обращение с деликатной снастью оставляло желать лучшего. Рыболовы требовали от дорогой снасти сверхпрочности, а она зачастую поигрывала стеклопластику и бамбуку. Информация по эксплуатации пришла лишь через год-два.
Фото с сайта unsplash
И самое главное. Не бросайте снасть в грязь, воду и не прислоняйте к кустам. В порыве ветра снасти падают, крючками цепляются за ветви, при поднятии происходит перенагрузка, и «уголь» не выдерживает. 90 процентов снастей ломают рыболовы, а не рыба. Не стоит пробовать на прочность спиннинг с тестом
Что же касается катушек, то здесь разговор особый. Инерционные катушки — катушки барабанного типа — особых условий эксплуатации не требуют. С них достаточно снять барабан и, промыв, смазать ось или подшипник, если таковой имеется. А также почистить рычажки тормозов и регулировки хода. К безинерционным нужен другой подход. Мультипликаторы затрагивать не будем вообще, так как их обладатели — профессионалы и знают сами, что делать. Большинство же спиннинговых катушек — это безинерционные катушки. В народе называются «мясорубками» из-за внешнего сходства. Делятся в основном на передние и заднетормозные. Основной агрегат — набор шестерен и механизмов — в них находится в защищенном от влаги корпусе.
Если у вас катушка известной фирмы, то пару сезонов лезть в нее не надо. Достаточно лишь удалить внешнюю грязь и разобрать механизм роликолескоукладывателя. Во время разборки раскладывайте подшипники и шайбочки как детали автомата Калашникова. Все должно лежать в строгой последовательности. У каждой фирмы есть свои нюансы, и не пытайтесь собирать их по своей схеме. Все это нужно очень хорошо промыть любой очищающей жидкостью — будь то керосин, растворитель или даже средство для мытья посуды. Хорошо все просушите и соберите в обратной последовательности, смазав специальной смазкой для катушек. Все детали корпуса, ручки, шпули и тормоза должны быть чистыми.
Если, на ваш взгляд, основному механизму все же нужна более серьезная профилактика, то, разобрав катушку согласно инструкции на коробке или поставляющейся отдельно, в первую очередь удалите всю старую смазку, промойте и лишь потом смазывайте вновь. Добавление в изношенную смазку, которая смешалась с отработанными металлами в дешевых моделях, существенной разницы в работе не даст. Износ будет тот же самый. И не заливайте туда масло, как в коробку передач автомобиля, еще лучше не покрывайте до верха все солидолом. Это только на первый раз выглядит весело, а встречается в каждой десятой катушке, которую приносили на починку.
Фото с сайта unsplash
Самый большой враг катушки — это песок и грязь. Попадание даже мелких частиц на узлы и механизмы может за несколько рыбалок испортить катушку. Особенно это касается дешевых моделей. Современные же катушки защищены достаточно надежно даже от попадания воды внутрь.
Сергей Казанцев